ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2011/2012 учебный год
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС
Фамилия, имя ___________________________________________________________________
Округ, ОУ, ФИО учителя _________________________________________________________
Уважаемый участник олимпиады школьников по обществознанию! Внимательно изучите формулировку каждого задания, чтобы ответить строго на поставленные вопросы. В тех случаях, когда задания требуют анализа приведенных данных, помните, что верный ответ должен основываться на этих данных, а не выводиться из ваших общих знаний. Ответы вписывайте в специально отведенные для этого места. Рядом с заданиями в специальных клетках указывается максимальное количество баллов, которое может быть выставлено за каждое задание. В соседних пустых клетках жюри проставит реально набранные Вами баллы.
Желаем Вам успеха!
3
1. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ. 1.1. Зависимый, достигаемый, предписанный, смешанный.
___________________________________________________________________________
1.2. Мелкое хищение, злоупотребление спиртными напитками в общественных местах, нарушение санитарных норм при торговле, нарушение правил охраны природы.
___________________________________________________________________________
1.3. Противоправность поведения потерпевшего, несовершеннолетие виновного, беременность, явка с повинной.
___________________________________________________________________________
2
2. В представленных схемах множество А обозначает политическую элиту общества, а множество Б – государственную бюрократию. Какая из схем правильно иллюстрирует их взаимоотношения? А
1. 2. 3. 4.
Б
А
Б АА
ББ
Ответ: Схема _____________
4
3. Утверждение «нет ничего в интеллекте, чего не было в чувстве» немецкий философ Г. Лейбниц (1646 – 1716) дополнил фразой «кроме самого интеллекта». 3.1. Против какого философского направления выступает Г. Лейбниц? __________________________________________________________________________
3.2. Представителем какого направления является сам Г. Лейбниц?
____________________________________________________________________________
4. Известно, что существует три мировые религии. Впишите в первую колонку таблицы их названия, во второй колонке обозначьте цифрами соответствующие каждой религии характеристики.
1. Самая ранняя по времени возникновения мировая религия;
2. Самая поздняя по времени возникновения мировая религия;
3. Мировая религия, священная книга которой называется «Типитака»;
4. Мировая религия, два основных направления которой называются шиизм и суннизм ;
5. Мировая религия, сущностью которой являются «четыре благородные истины»;
6. Мировая религия, возникшая в Палестине;
7. Мировая религия, исповедующая триединство Бога;
8. Мировая религия, возникшая на Аравийском полуострове;
9. Мировая религия, наиболее распространенная в России.
Название религии
Ее характеристики
6
5. Выберите правильные ответы (один или несколько): 5.1. Укажите последовательность факторов человеческой деятельности:
1) цель – средство – потребность – результат;
2) потребность – цель – средство – результат;
3) средство – цель – потребность – результат;
4) цель – потребность – средство – результат.
Ответ _________
5.2. Какое из перечисленных положений противоречит принципу свободы совести:
1) Обязательное преподавание Закона Божьего в государственных учебных
заведениях;2) Право человека свободно выбирать и отстаивать собственные взгляды по
отношению к религии;3) Право создавать религиозные организации;
4) Право прекращать деятельность религиозных организаций опасных для
общества.Ответ _________
5.3. К числу важнейших характеристик традиционного общества относится:
1) экстенсивные технологии;
2) определяющая роль обычаев;
3) установка на приспособление к природным условиям;
4) социальное равенство, отсутствие эксплуатации человека человеком.
Ответ _________
5.4. Чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия, называется:
1) Ощущением;
2) Восприятием;
3) Представлением;
4) Воображением.
Ответ _________
5.5. Укажите причины, которые определяют специфику социального познания, его отличие от познания естественнонаучного:
1) В социальном познании возможности эксперимента ограничены;
2) Социальное познание имеет дело с событиями и явлениями, непохожими одно на другое;
3) Социальное познание не может быть абсолютно беспристрастным в силу наличия у ученых заинтересованного отношения к объекту исследования;
4) В социальном познании совмещается субъект и объект познания.
Ответ _________
5.6. К числу характеристик доиндустриальной цивилизации НЕ относится:
1) доминирование аграрного уклада в экономике;
2) высокий уровень социальной мобильности;
3) консервативные социальные традиции;
4) зависимость хозяйства от природно-климатических условий.
Ответ _________
8
6. Закончите определения: 6.1.Устойчивая совокупность негосударственных общественных отношений, групп, институтов, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения называется __________________________________________________ 6.2. «Это единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех так, как считает необходимым для их мира и общей защиты». Так английский философ, сторонник теории общественного договора Т. Гоббс (1588 – 1679) определяет _________________________________________________________
6.3. Устойчивые взгляды человека на мир, его идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки являются его ____________________
6.4. Переживаемую и осознаваемую человеком нужду в том, что необходимо для его жизни и развития, называют ____________________________________________________________
5
7. Напишите напротив утверждений, с которыми Вы согласны, «Да», а напротив тех, с которыми не согласны, – «Нет». 7.1. Общество влияет на естественную среду обитания человека. _______
7.2. Общество – это система государственной власти. _______
7.3. В индустриальном обществе существуют непреодолимые границы между социальными группами. _______
7.4. В традиционном обществе преобладают индивидуализм и самодостаточность человеческой личности. _______
7.5. Общество в широком смысле это совокупность форм объединения людей и способов их взаимодействия. _______
5
8. Вставьте соответствующие экономические термины: 8.1. ______________________ - самостоятельная, инициативная деятельность человека, направленная на производство товаров или услуг с целью получения прибыли.
8.2. _______________________ - это перечень минимально необходимого человеку набора благ для поддержания его жизнедеятельности.
8.3. Затраты труда, материальные затраты на производство продукции, амортизацию оборудования и т.д. называются ________________________________________
8.4. ________________________ - переполнение сферы обращения денежной массой сверх потребностей.
8.5. ________________________ бывают разными внутренними и внешними, легальными и теневыми, валютными, сырьевыми и др. Их действующими лицами являются производитель, покупатель и посредник.
8
9.Познакомьтесь с фрагментом заметки бывшего судьи Конституционного суда РФ К. С. Гаджиева в периодической печати. Кратко ответьте на сформулированные ниже вопросы. «Опубликованы результаты опросов общественного мнения, показавшие, что авторитет судебной власти находится в критической зоне. Президент России признал, что коррупция поразила судебную и правоохранительную сферы, и авторитет российского суда надо защищать. Обостренное чувство справедливости – вот чем должен обладать судья наряду с высокой квалификацией в области права. По всей видимости, требуется публичное обсуждение всем судейским сообществом стандартов поведения судьи. Я не вижу ничего плохого в том, что судья будет «опутан» сетью из тысяч прецедентов – стандартов поведения. Их надо публиковать в сборниках, доступных и для каждого судьи и для всего общества. Наконец, самая болезненная для судей проблема – упреки в том, что они живут, что называется, не по средствам. Наверное, не всегда надо полагаться только на заботу законодателя. Вспомним, что в соответствии с Конституцией органы судебной власти самостоятельны. И это один из великих конституционных принципов. Думаю, что необходимо поставить вопрос о том, как обеспечить эту самостоятельность. Почему бы не принять решение о введении публичности информации о доходах и имуществе судей? Решение может быть принято в порядке саморегуляции самими судьями, добровольно».
9.1. К каким видам социальных норм относятся те, которые предлагает ввести автор?
9.2. Почему введение подобных норм среди судей приобретает особую общественную значимость?
9.3. Как связаны введение подобных норм и реализация упоминаемого автором конституционного принципа?
Ответ:
9.1. _______________________________________________________________________________
9.2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.3.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3
10. Перед вами рисунки, иллюстрирующие одно из основных социологических понятий. Запишите какое.