• ЦЕНТРАЛЬНЫЙ  АДМИНИСТРАТИВНЫЙ  ОКРУГ

    ВСЕРОССИЙСКАЯ  ОЛИМПИАДА  ШКОЛЬНИКОВ

    ПО  ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  2011/2012 учебный год

    ШКОЛЬНЫЙ  ЭТАП.  10 КЛАСС

    Фамилия, имя ___________________________________________________________________

    Округ, ОУ, ФИО учителя _________________________________________________________

    Уважаемый участник олимпиады школьников по обществознанию! Внимательно изучите формулировку каждого задания, чтобы ответить строго на поставленные вопросы. В тех случаях, когда задания требуют анализа приведенных данных, помните, что верный ответ должен основываться на этих данных, а не выводиться из ваших общих знаний. Ответы вписывайте в специально отведенные для этого места. Рядом с заданиями в специальных клетках указывается максимальное количество баллов, которое может быть выставлено за каждое задание. В соседних пустых клетках жюри проставит реально набранные Вами баллы.

    Желаем  Вам  успеха!

    3

    1. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

    1.1. Зависимый, достигаемый, предписанный, смешанный.

    ___________________________________________________________________________

    1.2. Мелкое хищение, злоупотребление спиртными напитками в общественных местах, нарушение санитарных норм при торговле, нарушение правил охраны природы.

    ___________________________________________________________________________

    1.3. Противоправность поведения потерпевшего, несовершеннолетие виновного, беременность, явка с повинной.

    ___________________________________________________________________________

                

    2

    2. В представленных схемах множество  А  обозначает политическую элиту общества, а множество Б – государственную бюрократию. Какая из схем правильно иллюстрирует их взаимоотношения?

    А

     


    1.                                2.                                            3.                                4.

    Б

    А

    А

                                       Б                     А

      

       Б

                                                                    Б

     

     

     

     


    Ответ: Схема _____________

     

    4

    3. Утверждение «нет ничего в интеллекте, чего не было в чувстве» немецкий философ Г. Лейбниц (1646 – 1716) дополнил фразой «кроме самого интеллекта».

    3.1. Против какого философского направления выступает Г. Лейбниц? __________________________________________________________________________

    3.2. Представителем какого направления является сам Г. Лейбниц?

    ____________________________________________________________________________

    4. Известно, что существует три мировые религии. Впишите в первую колонку таблицы их названия, во второй колонке обозначьте цифрами соответствующие каждой религии характеристики. 

    1.      Самая ранняя по времени возникновения мировая религия;

    2.      Самая поздняя по времени возникновения мировая религия;

    3.      Мировая религия, священная книга которой называется «Типитака»;

    4.      Мировая религия, два основных направления которой называются шиизм и суннизм ;

    5.      Мировая религия, сущностью которой являются «четыре благородные истины»;

    6.      Мировая религия, возникшая в Палестине;

    7.      Мировая религия, исповедующая триединство Бога;

    8.      Мировая религия, возникшая на Аравийском полуострове;

    9.      Мировая религия, наиболее распространенная в России.

     

     Название религии

    Ее характеристики

     

     

     

     

     

     

    6

    5. Выберите правильные ответы (один или несколько):

    5.1. Укажите последовательность факторов человеческой деятельности:

    1) цель – средство – потребность – результат;

       2) потребность – цель – средство – результат;

       3) средство – цель – потребность – результат;

       4) цель – потребность – средство – результат.

     

                            Ответ _________

                5.2. Какое из перечисленных положений противоречит принципу свободы совести:

    1)      Обязательное преподавание Закона Божьего в государственных учебных
    заведениях;

    2)      Право человека свободно выбирать и отстаивать собственные взгляды по
    отношению к религии;

    3)      Право создавать религиозные организации;

    4)      Право прекращать деятельность религиозных организаций опасных для
    общества.

    Ответ _________

    5.3. К числу важнейших характеристик традиционного общества  относится:

    1)      экстенсивные технологии;

    2)      определяющая роль обычаев;

    3)      установка на приспособление к природным условиям;

    4)      социальное равенство, отсутствие эксплуатации человека человеком.

     

    Ответ _________

     

    5.4. Чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия, называется:

    1)      Ощущением;

    2)      Восприятием;

    3)      Представлением;

    4)      Воображением.

    Ответ _________

    5.5. Укажите причины, которые определяют специфику социального познания, его отличие от познания естественнонаучного:

    1)      В социальном познании возможности эксперимента ограничены;

    2)      Социальное познание имеет дело с событиями и явлениями, непохожими одно на другое;

    3)      Социальное познание не может быть абсолютно беспристрастным в силу наличия у ученых заинтересованного отношения к объекту исследования;

    4)      В социальном познании совмещается субъект и объект познания.

    Ответ _________

     5.6. К числу характеристик  доиндустриальной цивилизации НЕ относится:

    1) доминирование аграрного уклада в экономике;

    2) высокий уровень социальной мобильности;

    3) консервативные социальные традиции;

                4) зависимость хозяйства от природно-климатических условий.

    Ответ _________

    8

    6. Закончите определения:

    6.1.Устойчивая совокупность негосударственных общественных отношений, групп, институтов, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения называется __________________________________________________

    6.2. «Это единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех так, как считает необходимым для их мира и общей защиты». Так английский философ, сторонник теории общественного договора Т. Гоббс (1588 – 1679) определяет _________________________________________________________

    6.3. Устойчивые взгляды человека на мир, его идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки являются его  ____________________

    6.4. Переживаемую и осознаваемую человеком нужду в том, что необходимо для его жизни и развития, называют ____________________________________________________________ 

    5

    7. Напишите  напротив  утверждений,  с  которыми  Вы  согласны,  «Да»,  а  напротив тех,  с  которыми  не  согласны,   «Нет».

     

    7.1. Общество влияет на естественную среду обитания человека.      _______

    7.2. Общество – это система государственной власти.                          _______

    7.3. В индустриальном обществе существуют непреодолимые границы между соци