• ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2011/2012 учебный год ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Фамилия, имя учащегося_____________________________________________________ № ОУ, ФИО учителя ________________________________________________________ Уважаемый участник олимпиады школьников по обществознанию! Внимательно ознакомьтесь с формулировкой каждого задания, чтобы ответить строго на поставленные вопросы. В тех случаях, когда задания требуют анализа приведенных данных, помните, что верный ответ должен основываться на этих данных, а не выводиться из ваших общих знаний. Ответы вписывайте в специально отведенные для этого места. Рядом с заданиями в специальных клетках указывается максимальное количество баллов, которое может быть выставлено за каждое задание. В соседних пустых клетках жюри проставит реально набранные Вами баллы. Желаем Вам успеха! 1. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ. 1.1. Верховенство права, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, организация государственной власти на основе принципа разделения властей, правовая форма взаимоотношений индивида, общества и государства. ________________________________________________________________________ 1.2. Мелкое хищение, злоупотребление спиртными напитками в общественных местах, нарушение санитарных норм при торговле, нарушение правил охраны природы. ________________________________________________________________________ 1.3. Противоправность поведения потерпевшего, несовершеннолетие виновного, беременность, явка с повинной. ________________________________________________________________________ 2. Закончите предложения: 2.1. Человек как участник общественных отношений с устойчивой системой социально-значимых черт является _______________________________________________ 2.2. Отношение к человеку как к высшей из ценностей, существующих в мире, называется ___________________________________________________________________ 2.3. Ожидаемое от индивида поведение, совокупность действий, которые он должен выполнять, занимая определенное положение в обществе, называется _______________________________________________________________________ 2.4. Процесс и результат усвоения человеком определенной суммы знаний, овладения умениями и навыками, развития в этом процессе его личности – это _____________________________________________________________________________ 2.5. Обособившаяся от природы часть мира, включающая в себя формы объединения и способы взаимодействия людей – это _______________________________ _____________________________________________________________________________ 3. Выберите правильный ответ (один или несколько). 3.1. Любое государство характеризуется: 1) Политическим плюрализмом; 2) Господством командно-административных методов управления; 3) Деятельностью по поддержанию общественного порядка и стабильности в обществе; 4) Подчинением закону самого государства, его органов и должностных лиц. Ответ _________ 3.2. Разделение общества на различные социальные группы – это: 1) Социальная стратификация; 2) Социальная мобильность; 3) Социальная интеграция; 4) Социальная коммуникация. Ответ _________ 3.3. Ценная бумага, дающая право на получение дивидендов, называется: 1) облигация; 2) акция; 3) вексель; 4) аккредитив. Ответ _________ 3.4. В Федеральное собрание Российской Федерации входят: 1) Государственная Дума; 2) Совет Федерации; 3) Совет Безопасности; 4) Администрация Президента; 5) Конституционный суд. Ответ _________ 3.5. Согласно Конституции Российской Федерации, непосредственным выражением власти народа являются: 1) Собрания, митинги и демонстрации; 2) Референдум; 3) Свободные выборы; 4) Деятельность избранного народом Федерального Собрания. Ответ _________ 3.6. К числу обязательных признаков права НЕ относится: 1) формальная определенность норм; 2) общая обязательность исполнения норм; 3) утверждение и гарантированность норм государством; 4) соответствие традициям национальной культуры. Ответ _________ 4. Соотнесите положения левого столбца таблицы с положениями правого столбца, поставив к цифрам соответствующие буквы русского алфавита. 1. К науке как особой системе знаний относится; А. Закон всемирного тяготения; 2. К науке как системе организаций и учреждений относится; Б. Лабораторные исследования; 3. К науке как особому виду деятельности относится. В. Открытие новой бактерии; Г. Институт биохимии Академии наук; Д. Аналитический и синтетический методы исследования. Ответ: 1. - ___________ 2. - ___________ 3. - ___________ 5. Назовите политический режим, для которого характерны следующие явления: А. Сосредоточение власти в руках целостного военно-бюрократического аппарата, возглавляемого лидером. Б. Полное подчинение общества, его экономической, социальной, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты. В. Насаждение общеобязательной идеологии. Г. Применение методов террора по отношению к противникам режима. 1. Демократический режим; 2. Авторитарный режим; 3. Тоталитарный режим; Ответ ________ 6. Напишите напротив утверждений, с которыми Вы согласны, «Да», а напротив тех, с которыми не согласны, – «Нет». 6.1. Общество влияет на естественную среду обитания человека. _______ 6.2. Общество – это система государственной власти. _______ 6.3. В индустриальном обществе существуют непреодолимые границы между социальными группами. _______ 6.4. В традиционном обществе преобладают индивидуализм и самодостаточность человеческой личности. _______ 6.5. Общество в широком смысле это совокупность форм объединения людей и способов их взаимодействия. _______ 7. Изобразите взаимоотношения окружающего мира (природы) и общества с помощью взаимоположения двух окружностей. Окружность, обозначающую окружающий мир, соедините стрелкой с цифрой 1, а окружность, обозначающую общество, цифрой 2. 1 2 8. Составьте определения обществоведческих понятий из следующих групп слов. Само понятие среди этих слов присутствует. Грамматические формы слов можно менять, возможно неоднократное использование одного и того же слова: 8.1. люди, общность, на, нация, жизнь, культура, устойчивая, национальные, язык, черты, территория, характер, сложившаяся, это, основа, экономическая. ______________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8.2. искусство, это, управление, средство, политика, общество, основное, и; ______ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 9. Впишите соответствующие обществоведческие термины и понятия: 9.1. Федеральные, региональные и местные ________________________ являются основным источником дохода соответствующих бюджетов. 9.2. Понятие _______________________________ используется для обозначения стремления к образованности, самостоятельной работы над повышением своего культурного уровня. 9.3. Органы _______________________________________________ осуществляют охрану общественного порядка, формируют местный бюджет, управляют муниципальной собственностью, имеют и другие полномочия в соответствии с Конституцией РФ. 10. Перед вами перечень исторических персонажей. Используя свои знания по обществознанию и истории, создайте группы персонажей, положив в основу их объединения общность социального статуса. Установите, по каким принципам выделяется каждый статус. Запишите сформулированные принципы в первую колонку таблицы. Запишите во вторую колонку таблицы соответствующие принципам статусы, а в третью – по 2-3 персонажа, объединенных общностью каждого статуса. Одно и то же имя может использоваться несколько раз. Одному принципу может соответствовать от одного до пяти социальных статусов. М.И. Кутузов, В. Кожина, А.М. Горчаков, митрополит Московский Филарет (Дроздов), А.С. Пушкин, С.Л. Перовская, П.И.Багратион, Н.Н. Лобачевский, М.Д. Скобелев, М.М. Сперанский, Г.А. Гапон, Ф.М. Достоевский, С.В. Ковалевская, Г. М. Курин, И.В. Сталин. Принципы выделения социального статуса Социальные статусы Исторические деятели Данная таблица является примерной. Не предполагается, что Вы должны обязательно заполнить именно такое количество граф таблицы. 11. Перед вами иллюстрации, отражающие основные права и свободы человека и гражданина РФ. Определите эти права. Исходя из смысла и содержания, разделите их на несколько групп. Запишите наименования групп в первой колонке таблицы, а входящие в каждую группу права – в соответствующей строке второй колонки таблицы, указывая в скобках порядкоый номер изображения, обозначающего данное право. Количество строк таблицы является примерным. Основные группы прав и свобод Права и свободы