• Вариант тренировочного упражнения РУССКИЙ язык
    Пишется буква Е:
    1) застывш…м воздухом
    2) цветущ…го луга
    3) виднеющ…мся солнцем
    4) колеблющ…мися шарами

    Пишется А:
    1) влев… 2) наглух...
    3) искос… 4) дословн…

    Неверное утверждение:
    1) Сравнительную степень имеют наречия, образованные от качественных и относительных прилагательных.
    2) НЕ с наречиями пишется слитно, если наречие может быть заменено синонимом без «не».
    3) В наречиях, образованных от прилагательных, пишется столько же Н, сколько и в этих прилагательных.
    4) Сравнительная степень наречия обычно выступает в роли обстоятельства.

    Пишется слитно:
    1) (с) молоду 2) (на) лету
    3) (без) устали 4 ) (за) границу

    Пишется одно Н:
    1) Ученица крайне рассея…а.
    2) Мальчик рассея…о смотрел по сторонам.
    3) Дубровский отвечал сдержа…о.
    4) Любопытство наше было возбужде…о.

    Необходимы запятые:
    На воде изредка вздрагивали речные лилии (1)потревоженные весёлой рыбой (2) а по ту сторону речки (3) виднелись(4) разбросанные избы деревушки.

    1) 2, 4 2) 1, 2, 3 3) 2, 3 4) 1, 2

    Пишется буква О:
    1) суч…к 2) пч…лы
    3) ещ… 4) ни при ч…м

    Мягкий знак пишется:
    1) проч… 2) замуж…
    3) рощ… 4) скрипуч…

    Пишется буква Я:

    1) ве…щий 2) дремл…щий
    3) вид…щий 4) чу…щий

    Пишется буква Е:

    1) раста…вший 2) нахмур…вшийся
    3) объезд…вший 4) обид…вший

    Пишется буква А:
    1) выточ…нный 2) услыш…нный
    3) подвеш…нный 4) потуш…нный

    Дефис не пишется:
    1) где…то 2) по…русски
    3) мало…помалу 4) по…совести

    Частица НЕ пишется раздельно:
    1) Ей было отнюдь (не) легко говорить об этом.
    2) Малина в этом году (не) крупная, а сладкая.
    3) (Не)проявленные плёнки надо отнести в фотоателье.
    4) Григорий Александрович, (не)смотря на усталость, не хотел воротиться.

    Ошибка в определении морфологических признаков:

    1) Мне это нимало не мешает – отрицательное наречие;
    2) Вдвоём нам не скучно – числительное, собирательное;
    3) Я прыгнул выше – наречие в сравнительной степени;
    4) По этому мостику надо идти осторожно – предлог, местоимение, указательное
    Ошибка в объяснении написания гласной после шипящих:
    1) карандашОм – в окончании существительного под удар.;
    2) крыжОвник – в корне слова, исключение
    3) корчЁвка – в суффиксе существительного под ударением
    4) вооружЁнный – в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени
    Слово, строение которого соответствует схеме: ∩^^□

    1) растрепав 2) прочитана 3) увидев 4) смешав

    Предложение с деепричастным оборотом:

    1) Клюшка, вырвавшаяся из рук игрока, покатилась по льду.
    2) Преследуя зверя, охотники вышли к реке.
    3) Веткой, отломленной от дерева, охотник отметил след.
    4) Охотник, покинувший ночлег, пробирался к деревне.

    Ошибка в постановке знаков препинания:
    1) Дорога вилась по косогорам, густо заросшим дубняком и клёном, ещё хранившими багряную листву.
    2) У крыльца стояло несколько запряженных гуськом повозок.
    3) Бабочки, привлечённые светом, кружили около ярко горевших фонарей.
    4) Кузьма пошёл на кухню, сел, перед не топленной со вчерашнего дня печкой, и сидел так долго - долго.

    Ударение падает на последний слог в слове:

    1) отняты 2) поднят 3) согнуто 4) взята


    Правильно употреблено причастие в предложении:

    1) Изумительно красив был возвышающий холм.
    2) Загримировавшийся актёр ждал своего выхода на сцену.
    3) Наконец охотник поймал покрытого серым пухом неоперившего птенца.
    4) По ветвям шиповника, разросшего под окном, ползла чёрная, с зелёным отливом букашка.

    Правильно построено предложение:
    1) Выйдя на улицу, мне стало холодно.
    2) Светящийся след тянулся за катером, тая в отдалении.
    3) Петя переплыв прибрежную глубину и добрался до отмели.
    4) Дверь скрипя и покачивалась от ветра.

    Ошибка в употреблении предлогов и падежей сущест-
    вительных:
    1) разуверившись в успех 2) уехав на Кавказ
    3) Приехав из Сибири 4) контролируя работу

    Грамматическая ошибка:

    1) Всадник ловко сидел на коне, легко ступавшем по твёрдой дороге.
    2) В белёсой дымке, висевшей над сверкающим морем, проступили высокие берега.
    3) Смущённое лицо мальчика, раскаявшимся в своём поступке, вызывал сочувствие.
    4) Здесь можно увидеть лося, на глазах путешественника переплывающего реку.

    Ошибка в характеристике текста:

    Утром генерал опять послал за доктором. Приехал доктор и вырвал больной зуб. Боль утихла тотчас же, и генерал успокоился. Сделав своё дело и получив что следует за труд, доктор сел в свою бричку и поехал домой.

    1) стиль речи - художественный
    2) тип речи - повествование
    3) средства связи – однокоренные слова, лексический повтор
    4) выделенное словосочетание - фразеологизм
    6 вариант
    Пишется буква Е:
    1) застывш…м воздухом
    2) цветущ…го луга
    3) виднеющ…мся солнцем
    4) колеблющ…мися шарами

    Пишется А:
    1) влев… 2) наглух...
    3) искос… 4) дословн…

    Неверное утверждение:
    1) Сравнительную степень имеют наречия, образованные от качественных и относительных прилагательных.
    2) НЕ с наречиями пишется слитно, если наречие может быть заменено синонимом без «не».
    3) В наречиях, образованных от прилагательных, пишется столько же Н, сколько и в этих прилагательных.
    4) Сравнительная степень наречия обычно выступает в роли обстоятельства.

    Пишется слитно:
    1) (с) молоду 2) (на) лету
    3) (без) устали 4 ) (за) границу

    Пишется одно Н:
    1) Ученица крайне рассея…а.
    2) Мальчик рассея…о смотрел по сторонам.
    3) Дубровский отвечал сдержа…о.
    4) Любопытство наше было возбужде…о.

    Необходимы запятые:
    На воде изредка вздрагивали речные лилии (1)потревоженные весёлой рыбой (2) а по ту сторону речки (3) виднелись(4) разбросанные избы деревушки.

    1) 2, 4 2) 1, 2, 3 3) 2, 3 4) 1, 2

    Пишется буква О:
    1) суч…к 2) пч…лы
    3) ещ… 4) ни при ч…м

    Мягкий знак пишется:
    1) проч… 2) замуж…
    3) рощ… 4) скрипуч…

    Пишется буква Я:

    1) ве…щий 2) дремл…щий
    3) вид…щий 4) чу…щий

    Пишется буква Е:

    1) раста…вший 2) нахмур…вшийся
    3) объезд…вший 4) обид…вший

    Пишется буква А:
    1) выточ…нный 2) услыш…нный
    3) подвеш…нный 4) потуш…нный

    Дефис не пишется:
    1) где…то 2) по…русски
    3) мало…помалу 4) по…совести

    Частица НЕ пишется раздельно:
    1) Ей было отнюдь (не) легко говорить об этом.
    2) Малина в этом году (не) крупная, а сладкая.
    3) (Не)проявленные плёнки надо отнести в фотоателье.
    4) Григорий Александрович, (не)смотря на усталость, не хотел воротиться.

    Ошибка в определении морфологических признаков:

    1) Мне это нимало не мешает – отрицательное наречие;
    2) Вдвоём нам не скучно – числительное, собирательное;
    3) Я прыгнул выше – наречие в сравнительной степени;
    4) По этому мостику надо идти осторожно – предлог, местоимение, указательное
    Ошибка в объяснении написания гласной после шипящих:
    1) карандашОм – в окончании существительного под удар.;
    2) крыжОвник – в корне слова, исключение
    3) корчЁвка – в суффиксе существительного под ударением
    4) вооружЁнный – в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени
    Слово, строение которого соответствует схеме: ∩^^□

    1) растрепав 2) прочитана 3) увидев 4) смешав

    Предложение с деепричастным оборотом:

    1) Клюшка, вырвавшаяся из рук игрока, покатилась по льду.
    2) Преследуя зверя, охотники вышли к реке.
    3) Веткой, отломленной от дерева, охотник отметил след.
    4) Охотник, покинувший ночлег, пробирался к деревне.

    Ошибка в постановке знаков препинания:
    1) Дорога вилась по косогорам, густо заросшим дубняком и клёном, ещё хранившими багряную листву.
    2) У крыльца стояло несколько запряженных гуськом повозок.
    3) Бабочки, привлечённые светом, кружили около ярко горевших фонарей.
    4) Кузьма пошёл на кухню, сел, перед не топленной со вчерашнего дня печкой, и сидел так долго - долго.

    Ударение падает на последний слог в слове:

    1) отняты 2) поднят 3) согнуто 4) взята


    Правильно употреблено причастие в предложении:

    1) Изумительно красив был возвышающий холм.
    2) Загримировавшийся актёр ждал своего выхода на сцену.
    3) Наконец охотник поймал покрытого серым пухом неоперившего птенца.
    4) По ветвям шиповника, разросшего под окном, ползла чёрная, с зелёным отливом букашка.

    Правильно построено предложение:
    1) Выйдя на улицу, мне стало холодно.
    2) Светящийся след тянулся за катером, тая в отдалении.
    3) Петя переплыв прибрежную глубину и добрался до отмели.
    4) Дверь скрипя и покачивалась от ветра.

    Ошибка в употреблении предлогов и падежей сущест-
    вительных:
    1) разуверившись в успех 2) уехав на Кавказ
    3) Приехав из Сибири 4) контролируя работу

    Грамматическая ошибка:

    1) Всадник ловко сидел на коне, легко ступавшем по твёрдой дороге.
    2) В белёсой дымке, висевшей над сверкающим морем, проступили высокие берега.
    3) Смущённое лицо мальчика, раскаявшимся в своём поступке, вызывал сочувствие.
    4) Здесь можно увидеть лося, на глазах путешественника переплывающего реку.

    Ошибка в характеристике текста:

    Утром генерал опять послал за доктором. Приехал доктор и вырвал больной зуб. Боль утихла тотчас же, и генерал успокоился. Сделав своё дело и получив что следует за труд, доктор сел в свою бричку и поехал домой.

    1) стиль речи - художественный
    2) тип речи - повествование
    3) средства связи – однокоренные слова, лексический повтор
    4) выделенное словосочетание - фразеологизм


  • Вариант тренировочного упражнения РУССКИЙ язык
    Пишется буква Е:
    1) застывш…м воздухом
    2) цветущ…го луга
    3) виднеющ…мся солнцем
    4) колеблющ…мися шарами

    Пишется А:
    1) влев… 2) наглух...
    3) искос… 4) дословн…

    Неверное утверждение:
    1) Сравнительную степень имеют наречия, образованные от качественных и относительных прилагательных.
    2) НЕ с наречиями пишется слитно, если наречие может быть заменено синонимом без «не».
    3) В наречиях, образованных от прилагательных, пишется столько же Н, сколько и в этих прилагательных.
    4) Сравнительная степень наречия обычно выступает в роли обстоятельства.

    Пишется слитно:
    1) (с) молоду 2) (на) лету
    3) (без) устали 4 ) (за) границу

    Пишется одно Н:
    1) Ученица крайне рассея…а.
    2) Мальчик рассея…о смотрел по сторонам.
    3) Дубровский отвечал сдержа…о.
    4) Любопытство наше было возбужде…о.

    Необходимы запятые:
    На воде изредка вздрагивали речные лилии (1)потревоженные весёлой рыбой (2) а по ту сторону речки (3) виднелись(4) разбросанные избы деревушки.

    1) 2, 4 2) 1, 2, 3 3) 2, 3 4) 1, 2

    Пишется буква О:
    1) суч…к 2) пч…лы
    3) ещ… 4) ни при ч…м

    Мягкий знак пишется:
    1) проч… 2) замуж…
    3) рощ… 4) скрипуч…

    Пишется буква Я:

    1) ве…щий 2) дремл…щий
    3) вид…щий 4) чу…щий

    Пишется буква Е:

    1) раста…вший 2) нахмур…вшийся
    3) объезд…вший 4) обид…вший

    Пишется буква А:
    1) выточ…нный 2) услыш…нный
    3) подвеш…нный 4) потуш…нный

    Дефис не пишется:
    1) где…то 2) по…русски
    3) мало…помалу 4) по…совести

    Частица НЕ пишется раздельно:
    1) Ей было отнюдь (не) легко говорить об этом.
    2) Малина в этом году (не) крупная, а сладкая.
    3) (Не)проявленные плёнки надо отнести в фотоателье.
    4) Григорий Александрович, (не)смотря на усталость, не хотел воротиться.

    Ошибка в определении морфологических признаков:

    1) Мне это нимало не мешает – отрицательное наречие;
    2) Вдвоём нам не скучно – числительное, собирательное;
    3) Я прыгнул выше – наречие в сравнительной степени;
    4) По этому мостику надо идти осторожно – предлог, местоимение, указательное
    Ошибка в объяснении написания гласной после шипящих:
    1) карандашОм – в окончании существительного под удар.;
    2) крыжОвник – в корне слова, исключение
    3) корчЁвка – в суффиксе существительного под ударением
    4) вооружЁнный – в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени
    Слово, строение которого соответствует схеме: ∩^^□

    1) растрепав 2) прочитана 3) увидев 4) смешав

    Предложение с деепричастным оборотом:

    1) Клюшка, вырвавшаяся из рук игрока, покатилась по льду.
    2) Преследуя зверя, охотники вышли к реке.
    3) Веткой, отломленной от дерева, охотник отметил след.
    4) Охотник, покинувший ночлег, пробирался к деревне.

    Ошибка в постановке знаков препинания:
    1) Дорога вилась по косогорам, густо заросшим дубняком и клёном, ещё хранившими багряную листву.
    2) У крыльца стояло несколько запряженных гуськом повозок.
    3) Бабочки, привлечённые светом, кружили около ярко горевших фонарей.
    4) Кузьма пошёл на кухню, сел, перед не топленной со вчерашнего дня печкой, и сидел так долго - долго.

    Ударение падает на последний слог в слове:

    1) отняты 2) поднят 3) согнуто 4) взята


    Правильно употреблено причастие в предложении:

    1) Изумительно красив был возвышающий холм.
    2) Загримировавшийся актёр ждал своего выхода на сцену.
    3) Наконец охотник поймал покрытого серым пухом неоперившего птенца.
    4) По ветвям шиповника, разросшего под окном, ползла чёрная, с зелёным отливом букашка.

    Правильно построено предложение:
    1) Выйдя на улицу, мне стало холодно.
    2) Светящийся след тянулся за катером, тая в отдалении.
    3) Петя переплыв прибрежную глубину и добрался до отмели.
    4) Дверь скрипя и покачивалась от ветра.

    Ошибка в употреблении предлогов и падежей сущест-
    вительных:
    1) разуверившись в успех 2) уехав на Кавказ
    3) Приехав из Сибири 4) контролируя работу

    Грамматическая ошибка:

    1) Всадник ловко сидел на коне, легко ступавшем по твёрдой дороге.
    2) В белёсой дымке, висевшей над сверкающим морем, проступили высокие берега.
    3) Смущённое лицо мальчика, раскаявшимся в своём поступке, вызывал сочувствие.
    4) Здесь можно увидеть лося, на глазах путешественника переплывающего реку.

    Ошибка в характеристике текста:

    Утром генерал опять послал за доктором. Приехал доктор и вырвал больной зуб. Боль утихла тотчас же, и генерал успокоился. Сделав своё дело и получив что следует за труд, доктор сел в свою бричку и поехал домой.

    1) стиль речи - художественный
    2) тип речи - повествование
    3) средства связи – однокоренные слова, лексический повтор
    4) выделенное словосочетание - фразеологизм
    6 вариант
    Пишется буква Е:
    1) застывш…м воздухом
    2) цветущ…го луга
    3) виднеющ…мся солнцем
    4) колеблющ…мися шарами

    Пишется А:
    1) влев… 2) наглух...
    3) искос… 4) дословн…

    Неверное утверждение:
    1) Сравнительную степень имеют наречия, образованные от качественных и относительных прилагательных.
    2) НЕ с наречиями пишется слитно, если наречие может быть заменено синонимом без «не».
    3) В наречиях, образованных от прилагательных, пишется столько же Н, сколько и в этих прилагательных.
    4) Сравнительная степень наречия обычно выступает в роли обстоятельства.

    Пишется слитно:
    1) (с) молоду 2) (на) лету
    3) (без) устали 4 ) (за) границу

    Пишется одно Н:
    1) Ученица крайне рассея…а.
    2) Мальчик рассея…о смотрел по сторонам.
    3) Дубровский отвечал сдержа…о.
    4) Любопытство наше было возбужде…о.

    Необходимы запятые:
    На воде изредка вздрагивали речные лилии (1)потревоженные весёлой рыбой (2) а по ту сторону речки (3) виднелись(4) разбросанные избы деревушки.

    1) 2, 4 2) 1, 2, 3 3) 2, 3 4) 1, 2

    Пишется буква О:
    1) суч…к 2) пч…лы
    3) ещ… 4) ни при ч…м

    Мягкий знак пишется:
    1) проч… 2) замуж…
    3) рощ… 4) скрипуч…

    Пишется буква Я:

    1) ве…щий 2) дремл…щий
    3) вид…щий 4) чу…щий

    Пишется буква Е:

    1) раста…вший 2) нахмур…вшийся
    3) объезд…вший 4) обид…вший

    Пишется буква А:
    1) выточ…нный 2) услыш…нный
    3) подвеш…нный 4) потуш…нный

    Дефис не пишется:
    1) где…то 2) по…русски
    3) мало…помалу 4) по…совести

    Частица НЕ пишется раздельно:
    1) Ей было отнюдь (не) легко говорить об этом.
    2) Малина в этом году (не) крупная, а сладкая.
    3) (Не)проявленные плёнки надо отнести в фотоателье.
    4) Григорий Александрович, (не)смотря на усталость, не хотел воротиться.

    Ошибка в определении морфологических признаков:

    1) Мне это нимало не мешает – отрицательное наречие;
    2) Вдвоём нам не скучно – числительное, собирательное;
    3) Я прыгнул выше – наречие в сравнительной степени;
    4) По этому мостику надо идти осторожно – предлог, местоимение, указательное
    Ошибка в объяснении написания гласной после шипящих:
    1) карандашОм – в окончании существительного под удар.;
    2) крыжОвник – в корне слова, исключение
    3) корчЁвка – в суффиксе существительного под ударением
    4) вооружЁнный – в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени
    Слово, строение которого соответствует схеме: ∩^^□

    1) растрепав 2) прочитана 3) увидев 4) смешав

    Предложение с деепричастным оборотом:

    1) Клюшка, вырвавшаяся из рук игрока, покатилась по льду.
    2) Преследуя зверя, охотники вышли к реке.
    3) Веткой, отломленной от дерева, охотник отметил след.
    4) Охотник, покинувший ночлег, пробирался к деревне.

    Ошибка в постановке знаков препинания:
    1) Дорога вилась по косогорам, густо заросшим дубняком и клёном, ещё хранившими багряную листву.
    2) У крыльца стояло несколько запряженных гуськом повозок.
    3) Бабочки, привлечённые светом, кружили около ярко горевших фонарей.
    4) Кузьма пошёл на кухню, сел, перед не топленной со вчерашнего дня печкой, и сидел так долго - долго.

    Ударение падает на последний слог в слове:

    1) отняты 2) поднят 3) согнуто 4) взята


    Правильно употреблено причастие в предложении:

    1) Изумительно красив был возвышающий холм.
    2) Загримировавшийся актёр ждал своего выхода на сцену.
    3) Наконец охотник поймал покрытого серым пухом неоперившего птенца.
    4) По ветвям шиповника, разросшего под окном, ползла чёрная, с зелёным отливом букашка.

    Правильно построено предложение:
    1) Выйдя на улицу, мне стало холодно.
    2) Светящийся след тянулся за катером, тая в отдалении.
    3) Петя переплыв прибрежную глубину и добрался до отмели.
    4) Дверь скрипя и покачивалась от ветра.

    Ошибка в употреблении предлогов и падежей сущест-
    вительных:
    1) разуверившись в успех 2) уехав на Кавказ
    3) Приехав из Сибири 4) контролируя работу

    Грамматическая ошибка:

    1) Всадник ловко сидел на коне, легко ступавшем по твёрдой дороге.
    2) В белёсой дымке, висевшей над сверкающим морем, проступили высокие берега.
    3) Смущённое лицо мальчика, раскаявшимся в своём поступке, вызывал сочувствие.
    4) Здесь можно увидеть лося, на глазах путешественника переплывающего реку.

    Ошибка в характеристике текста:

    Утром генерал опять послал за доктором. Приехал доктор и вырвал больной зуб. Боль утихла тотчас же, и генерал успокоился. Сделав своё дело и получив что следует за труд, доктор сел в свою бричку и поехал домой.

    1) стиль речи - художественный
    2) тип речи - повествование
    3) средства связи – однокоренные слова, лексический повтор
    4) выделенное словосочетание - фразеологизм


  • ОЛИМПИАДА РУССКИЙ
    8 класс. Блок № 1
    45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов.

    Вопрос № 1. 2 балла(ов).
    В каком из слов количество звуков и букв совпадает?
    1. Поздно.
    2. Ёжик.
    3. Рыться.
    4. Метелью.

    Вопрос № 2. 3 балла(ов).
    Проанализируйте звуковой состав данного отрывка. Какое сред-ство выразительности использовал поэт?
    Брожу ли я вдоль улиц шумных,
    Вхожу ль во многолюдный храм,
    Сижу ль меж юношей безумных,
    Я предаюсь своим мечтам.
    (А. С. Пушкин)
    1. Аллитерация. 2. Ассонанс. 3. Анафора. 4. Звукоподражание.

    Вопрос № 3. 3 балла(ов).
    В скольких словах ударение падает на второй слог? Ответ запишите цифрой.
    Понять, понял, понявший, поняли, поняла, понятый, поняв, понят, понята, поняты.


    Вопрос № 4. 2 балла(ов).
    В каком ряду допустимо вариантное произношение [чн] и [шн]?
    1. нечто, войлочный, табачный, молочный.
    2. булочная, копеечная, порядочная, гречневый.
    3. скворечник, пустячный, потому что, чтобы.
    4. алчный, беспечный, будничный, булавочный

    Вопрос № 5. 5 балла(ов).
    Сколько в следующем списке слов, в которых -от- не является суффиксом? Ответ запишите цифрой.
    Мерзлота, забота, чистота, банкнота, дремота, льгота, ворота, пехота.


    Вопрос № 6. 3 балла(ов).
    Среди примеров, иллюстрирующих основные способы словообразования имени существительного, найдите ошибочный.
    1. Приставочный – переход.
    2. Суффиксальный – орешник.
    3. Приставочно-суффиксальный – подосиновик.
    4. Сложение – северо-запад.
    5. Субстантивация (переход из одной части речи в другую) – кондитерская.


    Вопрос № 7. 15 балла(ов).
    Сколько в данном списке исконно русских слов? Ответ запишите цифрой.
    Платье, ботинки, тулуп, блуза, джинсы, тужурка, бутсы, платок, жилет, бельё, туфли, валенки, панама, перчатки, рубашка


    Вопрос № 8. 2 балла(ов).
    Укажите ошибку в определении части речи, которая ведет к неверному написанию слова.
    (Не)смотря на (не)ожиданно ударившие в марте морозы, ни яблони, ни сливы у нас (не)пострадали.
    1. не смотря - деепричастие с частицей НЕ.
    2. неожиданно - наречие с приставкой НЕ.
    3. ни яблони, ни сливы - соединительный союз НИ - НИ (при однородных членах).
    4. не пострадали - частица НЕ с глаголом.

    Вопрос № 9. 4 балла(ов).
    В каком ряду все слова пишутся раздельно?
    1. (не)засеянное поле, (не)засеяв поле, (не)засеянное вовремя поле, поле (не)засеяно.
    2. (ни)чем (не)заглушаемые крики, (не)растерявшиеся матросы, (не)выкачанная нефть, (не)старая, но корявая сосна.
    3. (не)ожиданный поступок, (не)жданный гость, (не)громкая песня, странный (не)знакомец.
    4. ошибка (не)замечена, ещё (не)проверенная работа, отнюдь (не)интересная книга, (не)задумываясь над заданием Это правильный ответ

    Вопрос № 10. 4 балла(ов).
    В каком предложении слово «вдоль» является иной частью речи, чем во всех остальных предложениях?
    1. Вдоль деревянного забора шла широкая беговая дорожка. (А. Куприн.).
    2. Командир парохода плавает в северных морях уже более тридцати лет и прошел их вдоль и поперек. (А Чехов.).
    3. Солнце было еще высоко, останавливаться на ночлег не имело смысла, и мы пошли вдоль деревни, в ту сторону, где за околицей обозначается зубчатый лес. (В. Солоухин.).
    4. Речка, выбежав из леса, устремилась вдоль села. (В. Солоухин.).
    5. Узкая дорога, черная, как толченый древесный уголь, вела их вдоль берега, довольно высокого здесь. (Л. Обухова.).

    Вопрос № 11. 2 балла(ов).
    В каком из предложений есть формообразующая частица?
    1. Знаете ли вы, что произошло?
    2. Да здравствует солнце, да скроется тьма!
    3. Как удивительна наша природа!
    4. Именно эти водоросли и окрасили воду в зелёный цвет.

    Вопрос № 12. 3 балла(ов).
    Подберите к паронимам из колонки А слова из колонки В, с которыми они могут сочетаться
    А В
    Представить 1. старинного храма, цифровых данных, настенная, по сырой штукатурке
    Источник 2. новое руководство на общем собрании
    Роспись 3. минеральный, письменный, надёжный
    Предоставить 4. на документе, собственноручная, родителей в дневнике
    Подпись 5. реки, ручья
    Исток 6. все возможности для воплощения замыслов, слово для выступления
    Вопрос № 13. 5 балла(ов).
    Как нужно расставить запятые в данном тексте? Выберите правильный ответ.
    Ослепительная молния мгновенно наполняет огненным светом всю лощину (1) заставляет лошадей остановиться (2) и без малейшего промежутка сопровождается оглушительным треском грома. Косой дождь (3) гонимый сильным ветром (4) льёт (5) как из ведра.
    (Л. Н. Толстой)
    1. 1, 2, 3, 4, 5
    2. 1, 3, 4
    3. 1, 2, 3, 4.
    4. 1, 3, 4, 5
    Вопрос № 14. 5 балла(ов).
    Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
    1. Принц бежал за Золушкой, сломя голову.
    2. Принц хотел сам выбрать себе невесту, а выбрав её, тут же объявил о своем желании вступить в брак.
    3. Министр выполнил свой долг, примерив туфельку сестрам Золушки, и, положив драгоценный башмачок в шкатулку, собрался попрощаться с неприятными особами.
    4. Король поднялся с трона молча и не торопясь.
    5. Золушка слушала принца едва переводя дыхание.

    Вопрос № 15. 6 балла(ов).
    Соотнесите трóпы с их определениями.
    А В
    Ирония 1. Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
    Метонимия 2. Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.
    Аллегория 3. Употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки.
    Метафора 4. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.
    Гипербола 5. Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.
    Синекдоха 6. Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

    Вопрос № 16. 4 балла(ов).
    Какие буквы русского алфавита первоначально обозначали гласные, а к 12 веку изменили свое значение, но из алфавита не исчезли?
    Выберите правильный ответ.
    1. е (есть), о (он)
    2. юс большой и юс малый
    3. ъ («ер») и ь («ерь»)
    4. е (есть) и э (э оборотное)

    Вопрос № 17. 7 балла(ов)
    В какой паре слова не являются этимологически родственными?
    1. топор – топать
    2. шлем – ошеломить
    3. сад – сажа
    4. ясень – осень
    5. кровать – кровля
    6. губить – гнуть
    7. время - веретено

    Вопрос № 18. 4 балла(ов)
    Определите тип речи и стиль данного отрывка. Выберите правильный ответ.
    Если удачно выбрать место обзора на зелёном косогоре и постоять там, заслоняя ладонью глаза от молочного утреннего солнца, можно увидеть павлина на фоне стены из иерусалимского камня. А, если совсем повезет, можно застать момент горделивого представления, когда он разворачивает персидское опахало своего хвоста. Развернув его и постояв в оцепенении минуты две, как бы давая зрителям время упасть в обморок и благодарно прийти в себя, он приступает к спецэффектам: несколько раз, сильно встряхивая, прогоняет крупные волны света по радужным окам каждого пера, протрясает его, как хозяйка шаль, медленно поворачивает иссиня-зелёный сосуд тела с тонким горлышком и изящной, украшенной короной головкой, подставляя своё богатство лучам, после чего приспускает флаг, давая понять, как утомительно владение этим райским садом с восточных миниатюр.
    (Дина Рубина «Время соловья»)
    1. Повествование, художественный.
    2. Описание, художественный
    3. Рассуждение, публицистический
    4. Описание с элементами повествования, публицистический

    Вопрос № 19 2 балла(ов)
    В каком словосочетании способ связи слов - примыкание?
    1. мой дом
    2. его портрет
    3. четырех школ
    4. увидеть его
    5. выполнив задание

    Вопрос № 20. 6 балла(ов).
    Укажите предложение, в котором нет речевых ошибок.
    1. Беседа, которую мы провели, подошла к своему завершающему концу.
    2. Посмотреть на иконы Андрея Рублева приезжают люди из многих стран мира.
    3. Красивы весной березки в своем подвенечном саване.
    4. А когда ему говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он едет в этот дом и обхаживает его.
    5. Клюв лесного рябчика не отличается по окраске от рябчика обыкновенного.
    6. Тропинка вела от ворот к тому флигелю, из которого они только что убрали ноги.




    Олимпиада по литературе
    8 класс

    I. Знание текстов художественных произведений.

    1.Герой какого произведения говорит «златое слово» и по какому поводу? (Максимальное количество баллов – 2 балла)


    2. Кому из героев принадлежат слова. Укажите авторов и название художественных произведений, из которых приведены отрывки. (Максимальное количество баллов – 2 балла)

    2.1 «Мне здесь то удивительно, что мои донцы-молодцы без всего этого воевали
    и дванадесять язык прогнали».

    2.2 «Здравы будьте, князья и дружина, заступая христиан от поганых полков! Князьям слава и дружине! Аминь…»


    3. Узнай произведение по его финалу, назови автора. (Максимальное количество баллов – 3 балла)

    3.1 «Вот злонравия достойные плоды».

    3.2 «- Вишь, поплелся! – пробормотал он, - да я его!..
    Через полчаса он простился со мной на опушке леса».

    3.3 «И с этой мыслью я засну,
    И никого не прокляну!..»


    4. О каких героях какого произведения русской литературы идет речь? Назовите автора, произведение и героев. (Максимальное количество баллов – 2 балла)

    4.1 Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощью изобретательного ума своего умел увертываться от наказания. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его доступна и другим чувствам.

    4.2 …Малый добрый: наших лошадей бережет, гривы им заплетает, к попу под благословление подходит; но если же ему лишней ложки за столом не положишь или поп лишнего благословенья при отпуске в церкви не даст, то… и пойдет кутить…

    II. Историко-литературные задания.

    1.Что связывает Черную речку и гору Машук? (Максимальное количество баллов – 1 балл)
    2. Назовите авторов произведений. (Максимальное количество баллов – 3 балла)
    2.1 «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь»
    2.2 «Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы»
    2.3 «Воздушный корабль», «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина».

    III. Знание теории литературы.

    1.Определите жанр произведений древнерусской литературы. Приведите примеры произведений этого жанра. (Максимальное количество баллов – 3 балла)

    1.1 «И жил Олег, княжа в Киеве, мир имел со всеми странами. И пришла осень, и…»
    1.2 «Дети мои или кто иной, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она будет люба, пусть примет ее в сердце свое не станет лениться, а будет трудиться».
    1.3 Был же он поистине человек Божий, светило, всему миру видимое и всем освещающее путь черноризцам: смирением, и разумом, и покорностью, и прочим подвижничеством; все дни трудясь, не давая ни рукам, ни ногам покоя…
    2.Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке?(максимальное количество баллов – 3 балла)

    Природа жаждущих степей
    Его в день гнева породила,
    И зелень мертвую ветвей
    И корни ядом напоила.


    IV. Литература и другие виды искусства

    1.В каких произведениях русской литературы центральной проблемой является искусство? (За каждый правильный пример – 1 балл)

    V. Интерпретация художественного произведения.

    Напишите рецензию на рассказ А.Грина «Словоохотливый домовой».

    АЛЕКСАНДР ГРИН.
    СЛОВОХОТЛИВЫЙ ДОМОВОЙ.
    Я стоял у окна,
    насвистывая песенку об Анне...
    А. Хорнунг
    I
    Домовой, страдающий зубной болью, - не кажется ли это клеветой на
    существо, к услугам которого столько ведьм и колдунов, что безопасно можно
    пожирать сахар целыми бочками? Но это так, это быль, - маленький, грустный
    домовой сидел у холодной плиты, давно забывшей огонь. Мерно покачивая
    нечесаной головой, держался он за обвязанную щеку, стонал - жалостно, как
    ребенок, и в его мутных, красных глазах билось страдание.
    Лил дождь. Я вошел в этот заброшенный дом переждать непогоду и увидел
    его, забывшего, что надо исчезнуть...
    - Теперь все равно, - сказал он голосом, напоминающим голос попугая,
    когда птица в ударе, - все равно, тебе никто не поверит, что ты видел меня.
    Сделав, на всякий случай, из пальцев рога улитки, то есть
    "джеттатуру", я ответил:
    - Не бойся. Не получишь ты от меня ни выстрела серебряной монетой, ни
    сложного заклинания. Но ведь дом пуст.
    - И-ох. Как, несмотря на то, трудно уйти отсюда, - возразил маленький
    домовой. - Вот послушай. Я расскажу, так и быть. Все равно у меня болят
    зубы. Когда говоришь - легче. Значительно легче... ох. Мой милый, это был
    один час, и из-за него я застрял здесь. Надо, видишь, понять, что это было
    и почему. Мои-то, мои, - он плаксиво вздохнул. - Мои-то, ну, - одним
    словом, - наши, - давно уже чистят лошадиные хвосты по ту сторону гор, как
    ушли отсюда, а я не могу, так как должен понять.
    Оглянись - дыры в потолке и стенах, но представь теперь, что все
    светится чистейшей медной посудой, занавеси белы и прозрачны, а цветов
    внутри дома столько же, сколько вокруг в лесу; пол ярко натерт; плита, на
    которой ты сидишь, как на холодном, могильном памятнике, красна от огня, и
    клокочущий в кастрюлях обед клубит аппетитным паром.
    Неподалеку были каменоломни - гранитные ломки. В этом доме жили муж и
    жена - пара на редкость. Мужа звали Филипп, а жену - Анни. Ей было
    двадцать, а ему двадцать пять лет. Вот, если тебе это нравится, то она была
    точно такая, - здесь домовой сорвал маленький дикий цветочек, выросший в
    щели подоконника из набившейся годами земли, и демонстративно преподнес
    мне. - Мужа я тоже любил, но она больше мне нравилась, так как не была
    только хозяйкой; для нас, домовых, есть прелесть в том, что сближает людей
    с нами. Она пыталась ловить руками рыбу в ручье, стукала по большому камню,
    что на перекрестке, слушая, как он, долго затихая, звенит, и смеялась, если
    видела на стене желтого зайчика. Не удивляйся, - в этом есть магия, великое
    знание прекрасной души, но только мы, козлоногие, умеем разбирать его
    знаки; люди непроницательны.
    "Анни! - весело кричал муж, когда приходил к обеду с каменоломни, где
    служил в конторе, - я не один, со мной мой Ральф". Но шутка эта повторялась
    так часто, что Анни, улыбаясь, без замешательства сервировала на два
    прибора. И они встречались так, как будто находили друг друга - она бежала
    к нему, а он приносил ее на руках.
    По вечерам он вынимал письма Ральфа - друга своего, с которым провел
    часть жизни, до того как женился, и перечитывал вслух, а Анни, склонив
    голову на руки, прислушивалась к давно знакомым словам о море и блеске
    чудных лучей по ту сторону огромной нашей земли, о вулканах и жемчуге,
    бурях и сражениях в тени огромных лесов. И каждое слово заключало для нее
    камень, подобный поющему камню на перекрестке, ударив который слышишь
    протяжный звон.
    - "Он скоро приедет, - говорил Филипп: - он будет у нас, когда его
    трехмачтовый "Синдбад" попадет в Грес. Оттуда лишь час по железной дороге и
    час от станции к нам".
    Случалось, что Анни интересовалась чем-нибудь в жизни Ральфа; тогда
    Филипп принимался с увлечением рассказывать о его отваге, причудах,
    великодушии и о судьбе, напоминающей сказку: нищета, золотая россыпь,
    покупка корабля и кружево громких легенд, вытканное из корабельных снастей,
    морской пены, игры и торговли, опасностей и находок. Вечная игра. Вечное
    волнение. Вечная музыка берега и моря.
    Я не слышал, чтобы они ссорились, - а я все слышу. Я не видел, чтобы
    хоть раз холодно взглянули они, - а я все вижу. "Я хочу спать", - говорила
    вечером Анни, и он нес ее на кровать, укладывая и завертывая, как ребенка.
    Засыпая, она говорила: "Филь, кто шепчет на вершинах деревьев? Кто ходит по
    крыше? Чье это лицо вижу я в ручье рядом с тобой?" Тревожно отвечал он,
    заглядывая в полусомкнутые глаза: "Ворона ходит по крыше, ветер шумит в
    деревьях; камни блестят в ручье, - спи и не ходи босиком".
    Затем он присаживался к столу кончать очередной отчет, потом умывался,
    приготовлял дрова и ложился спать, засыпая сразу, и всегда забывал все, что
    видел во сне. И он никогда не ударял по поющему камню, что на перекрестке,
    где вьют из пыли и лунных лучей феи замечательные ковры.
    II
    - Ну, слушай... Немного осталось досказать мне о трех людях,
    поставивших домового в тупик. Был солнечный день полного расцвета земли,
    когда Филипп, с записной книжкой в руке, отмечал груды гранита, а Анни,
    возвращаясь от станции, где покупала, остановилась у своего камня и, как
    всегда, заставила его петь ударом ключа. Это был обломок скалы, вышиною в
    половину тебя. Если его ударишь, он долго звенит, все тише и тише, но,
    думая, что он смолк, стоит лишь приложиться ухом - и различишь тогда внутри
    глыбы его едва слышный голос.
    Наши лесные дороги - это сады. Красота их сжимает сердце, цветы и
    ветви над головой рассматривают сквозь пальцы солнце, меняющее свой свет,
    так как глаза устают от него и бродят бесцельно; желтый и лиловатый и
    темно-зеленый свет отражены на белом песке. Холодная вода в такой день
    лучше всего.
    Анни остановилась, слушая, как в самой ее груди поет лес, и стала
    стучать по камню, улыбаясь, когда новая волна звона осиливала полустихший
    звук. Так забавлялась она, думая, что ее не видят, но человек вышел из-за
    поворота дороги и подошел к ней. Шаги его становились все тише, наконец, он
    остановился; продолжая улыбаться, взглянула она на него, не вздрогнув, не
    отступив, как будто он всегда был и стоял тут.
    Он был смугл - очень смугл, и море оставило на его лице остроту
    бегущей волны. Но оно было прекрасно, так как отражало бешеную и нежную
    душу. Его темные глаза смотрели на Анни, темнея еще больше и ярче, а
    светлые глаза женщины кротко блестели.
    Ты правильно заключишь, что я ходил за ней по пятам, так как в лесу
    есть змеи.
    Камень давно стих, а они все еще смотрели, улыбаясь без слов, без
    звука; тогда он протянул руку, и она - медленно - протянула свою, и руки
    соединили их. Он взял ее голову - осторожно, так осторожно, что я боялся
    дохнуть, и поцеловал в губы. Ее глаза закрылись.
    Потом они разошлись - и камень по-прежнему разделял их. Увидев
    Филиппа, подходившего к ним, Анни поспешила к нему. - Вот Ральф; он пришел.
    - Пришел, да. - От радости Филипп не мог даже закричать сразу, но
    наконец бросил вверх шляпу и закричал, обнимая пришельца: - Анни ты уже
    видел, Ральф. Это она.
    Его доброе твердое лицо горело возбуждением встречи.
    - Ты поживешь у нас, Ральф; мы все покажем тебе. И поговорим всласть.
    Вот, друг мой, моя жена, она тоже ждала тебя.
    Анни положила руку на плечо мужа и взглянула на него самый большим,
    самым теплым и чистым взглядом своим, затем перевела взгляд на гостя, не
    изменив выражения, как будто оба равно были близки ей.
    - Я вернусь, - сказал Ральф. - Филь, я перепутал твой адрес и думал,
    что иду не по той дороге. Потому я не захватил багажа. И я немедленно
    отправлюсь за ним.
    Они условились и расстались. Вот все, охотник, убийца моих друзей, что
    я знаю об этом. И я этого не понимаю. Может быть, ты объяснишь мне.
    - Ральф вернулся?
    - Его ждали, но он написал со станции, что встретил знакомого,
    предлагающего немедленно выгодное дело.
    - А те?
    - Они умерли, умерли давно, лет тридцать тому назад. Холодная вода в
    жаркий день. Сначала простудилась она. Он шел за ее гробом, полуседой,
    потом он исчез; передавали, что он заперся в комнате с жаровней. Но что до
    этого?.. Зубы болят, и я не могу понять...
    - Так и будет, - вежливо сказал я, встряхивая на прощание мохнатую,
    немытую лапу. - Только мы, пятипалые, можем разбирать знаки сердца; домовые
    - непроницательны.