• ОЛИМПИАДА РУССКИЙ
    7 класс. Блок № 1
    45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов.

    1.Вопрос № 1. 2 балла(ов).
    Сколько общих звуков в словах «счастье» и «участник»?
    Ответ запишите цифрой.

    2.Вопрос № 2. 3 балла(ов).
    В скольких словах ударение падает на первый слог? Ответ запишите цифрой.
    Занять, занял, заняла, заняло, занята, занятый, занявший

    Вопрос № 3. 2 балла(ов).
    В какой паре слов ударение не выполняет смыслоразличительной роли?
    1. Ирис – ирИс.
    2. Атлас – атлАс.
    3. ТвОрог–творОг.
    4. клУбы – клубЫ.



    Вопрос № 4. 4 балла(ов).
    В каком ряду все слова с нулевыми окончаниями?
    1. Шоссе, здание, темнее, изобретение.
    2. Всегда, имена, втроём, паучий.
    3. Лебяжий, стремился, стадион, пиши.
    4. Щенячий, неуклюжий, балкон, быстрее.



    Вопрос № 5. 14 балла(ов).
    Сколько в данном списке заимствованных слов? Ответ запишите цифрой.
    Сарафан, луна, штурм, лагерь, знахарь, пудинг, башмак, абзац, сегодня, афиша, джемпер, коричневый, аудитория, революция.



    Вопрос № 6. 12 балла(ов).
    В левой графе даны имена, в правой - их переводы на русский язык. Установите соответствия.
    А В
    Виктор 1. царственный
    Константин 2. победитель
    Павел 3. мужественный
    Андрей 4. маленький
    Максим 5. величайший
    Василий 6. постоянный




    Вопрос № 7. 6 балла(ов)
    Рядом со словами из колонки А расставьте стилистические пометы из колонки В
    А В
    Аргумент 1. обл.
    Брехня 2. высок
    Отчизна 3. устар.
    Бушприт 4. книжн.
    Десница 5. спец.
    Мшара 6. разг.


    Вопрос № 8. 2 балла(ов)
    Как называются выделенные слова?
    Существительные вдох и вздох обозначают разные действия. Вздох – вдох и выдох. А вдох – это однократное наполнение лёгких воздухом. Поэтому может быть вздох сожаления, грусти, но глубокий вдох свежего воздуха, а не наоборот.
    Уплатить можно только за что-то. Оплатить можно только что-то.
    1. Омонимы.
    2. Паронимы.
    3. Синонимы.
    4. Гиперонимы.

    Вопрос № 9. 4 балла(ов)
    Какого роста был младший сын Тараса Бульбы?
    «Дитя молодое, проехало столько пути, утомилось (это дитя было двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом)». (Н. В. Гоголь).
    Выберите правильный ответ:
    1. 2 м.
    2. 2, 1 3 м
    3. 1, 92 м
    4. 1, 85 м

    Вопрос № 10. 5 балла(ов)
    В каком словосочетании главное слово - действительное причастие?
    1. Пожелтевшие берёзы.
    2. Собранные грибы.
    3. Выжженный солнцем.
    4. Сорванные с клумбы.
    5. Принесённый дворником.
    6. Колеблемый ветром

    Вопрос № 11. 4 балла(ов).
    В каком ряду во всех словах нн?
    1. Петуши…ый, змеи…ый, стари…ый.
    2. Дикови…ый, лошади…ый, беспричи…ый.
    3. Цели…ый, исти…ый, равни…ый.
    4. Тигри…ый, витами…ый, были…ый.



    Вопрос № 12. 4 балла (ов)
    В каком ряду все слова пишутся слитно?
    1. (Ни) чего (не) хочу, (не) (с) кем поговорить, (не) сколько человек.
    2. (Кино) студия, (юго) восток, двадцати (пяти) (летний).
    3. (Пол) дома, семи (этажный), (не) глубокий, но быстрый.
    4. (Не) домогал, (не) достаёт денег, ничуть (не) интересный.

    Вопрос № 13. 2 балла(ов).
    Сколько среди данных фраз грамматически правильных? Ответ запишите цифрой.
    1. Эта задача более сложнее, чем другие.
    2. Эта задача наиболее сложнее других.
    3. Эта задача наиболее самая сложная из всех.
    4. Эта задача самая сложнейшая из всех.
    5. Эта задача самая сложная из всех.


    Вопрос № 14. 3 балла(ов).
    В каком ряду все собирательные числительные употреблены правильно? 1. Двое ботинок, трое щенков, нас шестеро, трое кубиков.
    2. Пятеро котят, четверо футболистов, трое жирафов, двое путешественников.
    3. Семеро козлят, оба мальчика, трое брюк, их двое.
    4. Обои девочки, трое ружей, шестеро альпинистов, четверо ножниц.

    Вопрос № 15. 4 балла(ов)
    В каком предложении запятая перед союзом и не нужна?
    1. Певчих птиц показывали на выставке () и я туда легко добрался на метро.
    2. Почти никого не было в кассах () и я протянул в окошко 20 копеек.
    3. В каждой клеточке жила птичка () и они все вместе пели.
    4. Мы молча стояли еще долго-долго () и я все не мог наглядеться на этих птиц.
    5. В чемодане было полно маленьких клеток () и в них были канарейки.
    6. Лимончик все не начинал петь () и снова прыгал по-всякому.
    7. Лимончик наконец замолчал () и все захлопали.


    Вопрос № 16. 3 балла(ов)
    В каком тексте способ связи предложений иной, чем в двух других?
    1. Майское утро. Из-за леса выглянуло солнце. Вздрогнули верхушки деревьев. Первые лучи скользнули по поляне, и блики заиграли на кустах. Засверкала блёстками роса.
    2. Ночь. Луна висит над поймой реки. Облака плывут по небу. Где-то вдали кричит какая-то птица. Старый лес шумит. Могучие ели качают своими верхушками.
    3. Раз под вечер, когда солнышко ещё сияло на небе, из-за леса поднялась целая стая чудных, больших птиц. Таких красивых птиц утёнок никогда ещё не видал – все они были белые как снег, с длинными, гибкими шеями. Это были лебеди.

    ОЛИМПИАДА РУССКИЙ
    7 класс. Блок № 2
    45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов.

    Вопрос № 1. 2 балла(ов).
    Сколько общих звуков в словах «грусть» и «груздь»?
    Ответ запишите цифрой.

    Вопрос № 2. 3 балла(ов).
    В скольких словах ударение падает на второй слог?
    Ответ запишите цифрой.
    Начать, начал, начала, начали, начатый, начавший, начав, начавшись


    Вопрос № 3. 2 балла(ов).
    В каком ряду все слова допускают двоякое ударение?
    1. ворота, грушевый, жалюзи, досуг.
    2. звонит, исчерпать, свёкла, хозяева.
    3. творог, тефтели, ржаветь, верны.
    4. обеспечение, красивее, договор, каталог

    Вопрос № 4. 4 балла(ов).
    В каком ряду все слова с нулевыми окончаниями?
    1. Овечий, планетарий, верблюжий, заячий.
    2. Темнокожий, собачий, изредка, вдруг.
    3. Ребячий, рыжий, черепаший, пригожий.
    4. Хоккей, заметней, иней, грамотей.

    Вопрос № 5. 14 балла(ов).
    Сколько в данном списке заимствованных слов?
    Ответ запишите цифрой.
    Барабан, огород, герой, шницель, фары, арматура, рекомендация, медведь, красный, яркий, джем, доктор, литература, сундук.


    Вопрос № 6. 12 балла(ов).
    В левой графе даны имена, в правой - их переводы на русский язык. Установите соответствия.
    А В
    Ольга 1. горькая, любимая, упрямая
    Татьяна 2. священная, святая
    Анна 3. воскресшая
    Анастасия 4. благодать, милость божья
    Юлия 5. кудрявая, пушистая
    Мария 6. устроительница




    Вопрос № 7. 6 балла(ов).
    Подберите к заимствованным словам из колонки А толкования значений из колонки В
    А В
    импичмент 1. справочная таблица цен на товары и разного рода услуги
    электорат 2. краткая пресс-конференция с информацией по актуальным вопросам текущей политики
    брифинг 3. лицо или группа лиц, занимающаяся целенаправленной рекламой товара, услуги или знаменитости с целью продвижения их на рынок
    депортация 4. осуждение, обвинение, привлечение к ответственности важных должностных лиц
    промоутер 5. изгнание, высылка из государства как мера уголовного или административного наказания
    прейскурант 6. избиратели

    Вопрос № 8. 2 балла(ов).
    Как называются выделенные слова? Выберите правильный вариант ответа.
    «Если бы, - говорит, - был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер эту подковку делал»
    «Перед каждым на виду висит долбица умножения»
    «Мы на буреметр, - говорят, - смотрели: буря будет, потонуть можешь».
    (Н. С. Лесков «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»)
    1. Окказионализмы.2. Архаизмы3. Неологизмы.4. Профессионализмы

    Вопрос № 9. 4 балла(ов).
    Выберите правильное утверждение
    «Вот просо у нас гривенник, а ячмень три алтына» (А. Н. Островский)
    1. Просо дороже ячменя.
    2. Ячмень дороже проса.
    3. Ячмень и просо стоят примерно одинаково.

    Вопрос № 10. 5 балла(ов).
    В каком словосочетании главное слово - действительное причастие?
    1. Играющий мальчик.
    2. Играющий с друзьями.
    3. Посаженное дерево.
    4. Открытая книга.
    5. Забытое правило.
    6. Найденный кошелёк.
    7. Горящий костёр

    Вопрос № 11. 4 балла(ов).
    В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
    1. Ра…суждение, …делать, мирово…зрение, бе…спорный.
    2. Пр…рода, пр…гнулся, пр…сытился, непр…хотливый.
    3. Пр…чудливый, пр…скорбный, непр…хотливый, пр…гласить.
    4. Пр…возмочь, непр…ступный, пр…вал, пр…сутствовал

    Вопрос № 12. 4 балла(ов).
    В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
    1. Борьба с саранч…й, отправить багаж…м, идти с поклаж…й.
    2. Ошибка в программировани…, слушать из вежливост…, путешествовать по Итали…
    3. Бриллиантовая брош…, зелёный плющ…, фальш… в отношениях.
    4. Он плещ…тся, он стел…тся, он верт…тся

    Вопрос № 13. 2 балла(ов).
    Какая среди данных фраз грамматически правильная?
    1. Этот фильм более интересный, чем другие.
    2. Этот фильм наиболее интереснейший.
    3. Этот фильм наиболее интереснее из всех.
    4. Этот фильм самый интереснейший среди других.
    5. Этот фильм более интереснее, чем другие.

    Вопрос № 14. 3 балла(ов).
    В каком ряду все числительные употреблены правильно?1. В полтора километрах от города, не более полуторы минуты, двадцать две утки, с двух тысяч одиннадцатого года2. В полутора километрах от города, не более полутора минут, двадцать две утки, с две тысячи одиннадцатого года Это правильный ответ3. В полуторах километрах от города, не более полторы минуты, двадцать двух уток, с двух тысячи одиннадцатого года4. В полторах километрах от города, не более полторы минуты, двадцать две уток, с двух тысяче одиннадцатого года

    Вопрос № 15. 4 балла(ов).
    В каком предложении запятая перед союзом и не нужна?
    1. Папа был уже на работе () и мы с мамой были одни.
    2. Я был в Грановитой палате, в Оружейной () и стоял возле Царь-пушки () и знаю, где сидел Иван Грозный.
    3. Ешь всю кашу до конца () и мы пойдем в Кремль.
    4. Все равно было скользко () и липко () и противно.
    5. Потом я взял тарелку, быстро подбежал к окну () и выплеснул кашу на улицу.
    6. Каша лежала почти в середине шляпы, в ямочке () и немножко по краям () и немножко за воротником () и на плечах () и на левой брючине.
    7. Мне надоело его ждать () и я хотел уйти.

    Вопрос № 16. 3 балла(ов).
    Определите типы речи данных текстов. Выберите правильный ответ.

    1. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь Очаровательная ночь!

    2. Живые цветы в доме – это не только красота и уют, но и польза.
    Во-первых, комнатные растения украшают интерьер, а красота поднимает настроение.
    Во-вторых, это отдых для глаз и нервов, ибо зелёный цвет успокаива-ет. В-третьих, комнатные растения выделяют фитонциды, которые убивают болезнетворные микроорганизмы. В-четвёртых, они увлажняют воздух, а значит, избавляют от пересыхания слизистые оболочки носа и рта.
    Всё это говорит о том, что цветы в доме желательны и необходимы.

    3. Однажды, собирая белые грибы в берёзовой роще, я увидел у можжевелового куста свернувшуюся кольцом гадюку. Услышав мои шаги, она развернулась, угрожающе зашипела
    и поползла под куст. Я ударил змею палкой, но она продолжала шипеть, извиваться и ползти.
    Тут откуда ни возьмись подбежала моя собака Майка и схватила гадюку за хвост.

    1. 1) описание, 2) повествование, 3) рассуждение.
    2. 1) описание, 2) рассуждение, 3) повествование.
    3. 1) рассуждение, 2) повествование, 3) описание.
    4. 1) повествование, 2) описание, 3) рассуждение.


    Олимпиада по литературе
    7 класс
    I. Знание текстов художественных произведений.

    1. Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора. (максимальное количество баллов – 3 балла)

    1.1 - Не смейся, не смейся, батьку!..
    - Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться?
    - Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу,
    поколочу!

    1.2 - А где же ключик?
    - Здесь и ключ перед вашими очами.
    - Отчего же,- государь говорит, - я его не вижу?
    - Потому, - отвечают, - что это надо в мелкоскоп.

    1.3 - А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?
    - На плотине-то?..
    - Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое. Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся.
    - Ну, что такое случилось? Сказывай…
    - А вот что случилось.

    2. Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя? Назовите произведение и его автора. (Максимальное количество баллов – 3 балла)

    2.1 И ударили со всех сторон козаки, сбили и смешали ляхов, и сами смешались. Не дали даже и стрельбы произвести; пошло дело на мечи да на копья. Все сбились в кучу, и каждому привел случай показать себя… Сошлись уже в рукопашный. Одолел было уже козак и, сломивши, ударил вострым турецким ножом в грудь, но не уберегся сам. Тут же в висок хлопнула его горячая пуля.

    2.2 Вам не видать таких сражений!..
    Носились знамена, как тени,
    В дыму огонь блестел.
    Звучал булат, картечь визжала,
    Рука бойцов колоть устала
    И ядрам пролетать мешала
    Гора кровавых тел.

    2.3 И грянул бой…
    В огне, под градом раскаленным.
    Стеной живою отраженным,
    Над падшим строем свежий строй
    Штыки смыкает. Тяжкой тучей
    Отряды конницы летучей.
    Браздами, саблями звуча,
    Сшибаясь, рубятся с плеча.

    II. Историко-литературные задания.

    1.О каких событиях русской истории идет речь в этих произведениях? (Максимальное количество баллов – 3 балла)
    1.1 Пушкин «Песнь о вещем Олеге»»
    1.2 Лермонтов «Песня про…купца Калашникова»
    1.3 Лермонтов «Бородино»
    2. Назовите реальных исторических деятелей, которые являются героями следующих произведений: (Максимальное количество баллов – 5 баллов)
    Н.С. Лесков «Левша», Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством», А.С. Пушкин «Полтава»
    III. Знание теории литературы.

    1. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены: (максимальное количество баллов – 5 баллов)

    1.1 Не сырой дуб к земле клонится,
    Не бумажные листочки расстилаются, -
    Расстилается сын перед батюшкой,
    Он и просит себе благословеньица:
    Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!
    Дай ты мне свое благословеньице,
    Я поеду в славный стольный Киев-град,
    Помолиться чудотворцам киевским,
    Заложиться за князя Владимира,
    Послужить ему верой-правдою,
    Постоять за веру христианскую.

    1.2 Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской.

    1.3 Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

    1.4 Любишь кататься, люби и саночки возить.

    1.5 Спереди пятачок,
    сзади крючок,
    посередине спинка,
    на спинке щетинка.

    2. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке: (максимальное количество баллов – 1,5 балла)

    С горы бежит поток проворный,
    В лесу не молкнет птичий гам,
    И гам лесной, и шум нагорный –
    Всё вторит весело громам.

    IV. Литература и другие виды искусства

    1. Какой художник создал пейзаж, являющийся откликом на произведение
    М.Ю. Лермонтова и названный первой строкой стихотворения? (Максимальное количество баллов – 1 балл)

    V. Интерпретация художественного произведения.

    Прочитайте произведение. Какой вопрос о взаимоотношениях людей ставит автор в рассказе? Какие приемы помогают понять позицию автора?


    М. ЗОЩЕНКО

    СТАКАН
    Тут недавно маляр Иван Антонович Блохин скончался по болезни. А вдова его, средних лет дамочка, Марья Васильевна Блохина, на сороковой день небольшой пикничок устроила.
    И меня пригласила.
    - Приходите, - говорит, - помянуть дорогого покойника чем бог послал. Курей и жареных утей у нас, говорит, не будет, а паштетов тоже не предвидится. Но чаю хлебайте, сколько угодно, вволю и даже можете с собой домой брать.
    Я говорю:
    - В чае хотя интерес не большой, но прийти можно. Иван Антонович Блохин довольно, говорю, добродушно ко мне относился и даже бесплатно потолок побелил.
    - Ну, - говорит, - приходите тем более.
    В четверг я и пошел.
    А народу приперлось множество. Родственники всякие. Деверь тоже, Петр Антонович Блохнн. Ядовитый такой мужчина со стоячими кверху усиками. Против арбуза сел. И только у него, знаете, и делов, что арбуз отрезает перочинным ножом и кушает.
    А я выкушал один стакашек чаю, и неохота мне больше. Душа, знаете, не принимает. Да и вообще чаишко неважный, надо сказать, - шваброй малость отзывает. И взял я стакашек и отложил к черту в сторону.
    Да маленько неаккуратно отложил. Сахарница тут стояла. Об эту сахарницу я прибор и кокнул, об ручку. А стакашек, будь он проклят, возьми и трещину дай.
    Я думал, не заметят. Заметили, дьяволы.
    Вдова отвечает:
    - Никак, батюшка, стакан тюкнули?
    Я говорю:
    - Пустяки, Марья Васильевна Блохина. Еще продержится.
    А деверь нажрался арбуза и отвечает:
    - То есть как это пустяки? Хорошие пустяки. Вдова их в гости приглашает, а они у вдовы предметы тюкают.
    А Марья Васильевна осматривает стакан и все больше расстраивается.
    - Это, - говорит, - чистое разорение в хозяйстве - стаканы бить. Это, говорит, один - стакан тюкнет, другой - крантик у самовара начисто оторвет, третий - салфетку в карман сунет. Это что жи будет такое?
    А деверь, паразит, отвечает:
    - Об чем, говорит, речь. Таким, говорит, гостям прямо морды надо арбузом разбивать.
    Ничего я на это не ответил. Только побледнел ужасно и говорю:
    - Мне, говорю, товарищ деверь, довольно обидно про морду слушать. Я, говорю, товарищ деверь, родной матери не позволю морду мне арбузом разбивать. И вообще, говорю, чай у вас шваброй пахнет. Тоже, говорю, приглашение. Вам, говорю, чертям, три стакана и одну кружку разбить - и то мало.
    Тут шум, конечно, поднялся, грохот.
    Деверь наибольше других колбасится. Съеденный арбуз ему, что ли, в голову бросился.
    И вдова тоже трясется мелко от ярости.
    - У меня, - говорит, - привычки такой нету - швабры в чай ложить. Может, это вы дома ложите, а после на людей тень наводите. Маляр, говорит, Иван Антонович в гробе, наверное, повертывается от этих тяжелых слов... Я, говорит, щучий сын, не оставлю вас так после этого.
    Ничего я на это не ответил, только говорю:
    - Тьфу на всех, и на деверя, говорю, тьфу.
    И поскорее вышел.
    Через две недели после этого факта повестку в суд получаю по делу Блохиной.
    Являюсь и удивляюсь.
    Нарсудья дело рассматривает и говорит:
    - Нынче, говорит, все суды такими делами закрючены, а тут еще, не угодно ли. Платите, говорит, этой гражданке двугривенный и очищайте воздух в камере.
    Я говорю:
    - Я платить не отказываюсь, а только пущай мне этот треснувший стакан отдадут из принципа.
    Вдова говорит:
    - Подавись этим стаканом. Бери его.
    На другой день, знаете, ихний дворник Семен приносит стакан. И еще нарочно в трех местах треснувший.
    Ничего я на это не сказал, только говорю:
    - Передай, говорю, своим сволочам, что теперь я их по судам затаскаю.
    Потому, действительно, когда характер мой задет, - я могу до трибунала дойти.
    1923