ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ИСТОРИИ ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС
Фамилия, имя, отчество_________________________________________________
Школа _______________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество преподавателя_____________________________________
ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!
1. Найдите правильный ответ:
1.1. К орудиям труда, применяемым древними земледельцами, относятся:
А) гарпун; Б) мотыга; В) шилья; Г) рубила.
Ответ: ____________________________________
1.2. Возникновение письменности относится к
А) I веку до н.э.; Б) III тысячелетию до н.э.; В) IV веку н.э.; Г) II тысячелетию до н.э.
Ответ: ____________________________________
1.3. Освоив изготовление орудий труда из камня, люди стали делать их из кости. Первыми костяными орудиями являются:
А) топоры; Б) иглы; В) мечи; Г) рубила.
Ответ: ____________________________________
1.4. Первыми проявлениями искусства у первобытных людей стали:
А) изображения животных на скалах;
Б) рисунки масляными красками по дереву;
В) картины, изготовленные из цветных минералов;
Г) изображения водяными красками по штукатурке
Ответ: ____________________________________
1.5. Главным занятием древних египтян было:
А) скотоводство; Б) ремесло; В) земледелие; Г) рыболовство.
Ответ: ____________________________________
2. Логическая цепочка.
Объясните, по какому принципу слова объединены в один ряд, и какое слово лишнее (лишнее слово подчеркните)
2.1. Амон-Ра, Бенну, Сет, Хеопс, Гор ______________________________________________
_____________________________________________________________________________
2.2. Деспот, жрец, фараон, царь ________________________________________________
___________________________________________________________________________
2.3. Пиктография, клинопись, пирамиды, иероглифы __________________________________
______________________________________________________________________________
3. Железо древние египтяне называли «небесным металлом». Подумайте, почему они так высказывались?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
4. Найдите правильный ответ.
4.1. Египетская знать одевалась в тончайшие одежды, сделанные из:
А) шелка; Б) шерсти; В) хлопка; Г) льна
Ответ: ____________________________________
4.2. Символами власти фараонов Древнего Египта считались:
А) скипетр и кнут Б) булава и плеть В) мечь и копье Г) держава и колчан
Ответ: ____________________________________
4.3. Основную ударную силу войска древнего Египта составляли:
А) слоны Б) боевые колесницы В) тяжелая конница Г) пехотинцы с луками
Ответ: ____________________________________
5. Завоевания египетских фараонов
Заполните пропуски в тексте, поставив номера слов, имен и названий, приведенных ниже (слова и названия даны в именительном падеже). Обратите внимание, что слов, имен и названий больше, чем пропусков в тексте.
(1)Тутмоса I, (2)Тутанхамона, (3)Палестину, (4)Фивы, (5)Сирию. (6)Вавилон, (7)Тигре, (8)Евфрате, (9)Мемфисе, (10)Долине царей, (11)Фивы, (12) пирамид, (13) зиккуратов.
Начало масштабных завоевательных походов связано с именем ___________. После успешного наступления в ходе нубийской экспедиции его войска двинулись на север, в Переднюю Азию, разоряя __________и __________Египетские войска впервые достигают хурритского государства Митанни на реке ___________названного ими «Перевёрнутой водой». Восстановление влияния Египта в Восточном Средиземноморье и поворот к захватнической политике в целом своеобразно отразился и в захоронении фараона: он был первым похоронен в __________ близ современного Луксора. Новое царство не было периодом строительства гигантских каменных____________, предпочтение стали отдавать более защищённым и дешёвым скальным усыпальницам.
6. Решите исторические задачи.
6.1. В поучении отец наставляет сына: «Обрати свое сердце к книгам. Нет ничего выше книг. Если у писца есть должность в столице, он не будет там нуждаться. Должность писца лучше всех других должностей». Подумайте, почему должность писца в Египте считалась очень почетной? ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.2. Эта страна была расположена южнее Египта. Климат в ней был более жарким, а земли – менее плодородными, чем в Египте. Там было достаточно растительности, особенно в долине Нила и оазисах, чтобы прокормить стада скота. Скотоводство играло важную роль в жизни этой страны. Начиная с 3300 г. до н. э Египет начал развиваться гораздо быстрее своего соседа. Египетские цари отправляли в эту страну экспедиции для поиска золота и меди, а также за скотом, рабами и полудрагоценными камнями. Как называлась эта страна?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.3. Вы помните имена двух египетских фараонов – Эхнатона и Джосера. Подумайте, могли ли эти владыки Египта что-нибудь знать друг о друге. Обоснуйте вашу мысль. Отметьте на «ленте времени» века их правления.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Решите кроссворд. Определите ключевое слово, дайте ему объяснение.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1. Египетский колодец
2. Один из символов в письменности Древнего Египта
3. Древнеегипетский фараон, построивший самую высокую пирамиду
4. Оружие, возникшее в древности, поражавшее зверя на расстоянии сотни шагов.
5. Громадный слон с рыжевато-бурой шерстью и длинными, изогнутыми бивнями
6. Природный материал для изготовления керамических изделий
7. Вид производящего хозяйства, связанный с разведением животных
8. Главный герой древней шумерской поэмы
9. Материал для письма в Древнем Египте
10. Вера в богов, духов, сверхъестественные силы
Ключевое слово - ________________________________ - это ________________________
____________________________________________________________________________
8. Архитектурная путаница.
Вы видите хорошо вам известное изображение памятника. На нем сознательно изменены детали. Найдите пять ошибок и ответьте на вопросы.
Что это за памятники? _____________________________________________
Где они находятся? _______________________________________________
1. __________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________
4. __________________________________________________________________
5. __________________________________________________________________