• ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС Фамилия, имя, отчество_________________________________________________ Школа _______________________________________________________________ Фамилия, имя, отчество преподавателя_____________________________________ ЖЕЛАЕМ УСПЕХА! 1. Найдите правильный ответ: 1.1. К орудиям труда, применяемым древними земледельцами, относятся: А) гарпун; Б) мотыга; В) шилья; Г) рубила. Ответ: ____________________________________ 1.2. Возникновение письменности относится к А) I веку до н.э.; Б) III тысячелетию до н.э.; В) IV веку н.э.; Г) II тысячелетию до н.э. Ответ: ____________________________________ 1.3. Освоив изготовление орудий труда из камня, люди стали делать их из кости. Первыми костяными орудиями являются: А) топоры; Б) иглы; В) мечи; Г) рубила. Ответ: ____________________________________ 1.4. Первыми проявлениями искусства у первобытных людей стали: А) изображения животных на скалах; Б) рисунки масляными красками по дереву; В) картины, изготовленные из цветных минералов; Г) изображения водяными красками по штукатурке Ответ: ____________________________________ 1.5. Главным занятием древних египтян было: А) скотоводство; Б) ремесло; В) земледелие; Г) рыболовство. Ответ: ____________________________________ 2. Логическая цепочка. Объясните, по какому принципу слова объединены в один ряд, и какое слово лишнее (лишнее слово подчеркните) 2.1. Амон-Ра, Бенну, Сет, Хеопс, Гор ______________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2.2. Деспот, жрец, фараон, царь ________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 2.3. Пиктография, клинопись, пирамиды, иероглифы __________________________________ ______________________________________________________________________________ 3. Железо древние египтяне называли «небесным металлом». Подумайте, почему они так высказывались? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 4. Найдите правильный ответ. 4.1. Египетская знать одевалась в тончайшие одежды, сделанные из: А) шелка; Б) шерсти; В) хлопка; Г) льна Ответ: ____________________________________ 4.2. Символами власти фараонов Древнего Египта считались: А) скипетр и кнут Б) булава и плеть В) мечь и копье Г) держава и колчан Ответ: ____________________________________ 4.3. Основную ударную силу войска древнего Египта составляли: А) слоны Б) боевые колесницы В) тяжелая конница Г) пехотинцы с луками Ответ: ____________________________________ 5. Завоевания египетских фараонов Заполните пропуски в тексте, поставив номера слов, имен и названий, приведенных ниже (слова и названия даны в именительном падеже). Обратите внимание, что слов, имен и названий больше, чем пропусков в тексте. (1)Тутмоса I, (2)Тутанхамона, (3)Палестину, (4)Фивы, (5)Сирию. (6)Вавилон, (7)Тигре, (8)Евфрате, (9)Мемфисе, (10)Долине царей, (11)Фивы, (12) пирамид, (13) зиккуратов. Начало масштабных завоевательных походов связано с именем ___________. После успешного наступления в ходе нубийской экспедиции его войска двинулись на север, в Переднюю Азию, разоряя __________и __________Египетские войска впервые достигают хурритского государства Митанни на реке ___________названного ими «Перевёрнутой водой». Восстановление влияния Египта в Восточном Средиземноморье и поворот к захватнической политике в целом своеобразно отразился и в захоронении фараона: он был первым похоронен в __________ близ современного Луксора. Новое царство не было периодом строительства гигантских каменных____________, предпочтение стали отдавать более защищённым и дешёвым скальным усыпальницам. 6. Решите исторические задачи. 6.1. В поучении отец наставляет сына: «Обрати свое сердце к книгам. Нет ничего выше книг. Если у писца есть должность в столице, он не будет там нуждаться. Должность писца лучше всех других должностей». Подумайте, почему должность писца в Египте считалась очень почетной? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6.2. Эта страна была расположена южнее Египта. Климат в ней был более жарким, а земли – менее плодородными, чем в Египте. Там было достаточно растительности, особенно в долине Нила и оазисах, чтобы прокормить стада скота. Скотоводство играло важную роль в жизни этой страны. Начиная с 3300 г. до н. э Египет начал развиваться гораздо быстрее своего соседа. Египетские цари отправляли в эту страну экспедиции для поиска золота и меди, а также за скотом, рабами и полудрагоценными камнями. Как называлась эта страна? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6.3. Вы помните имена двух египетских фараонов – Эхнатона и Джосера. Подумайте, могли ли эти владыки Египта что-нибудь знать друг о друге. Обоснуйте вашу мысль. Отметьте на «ленте времени» века их правления. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Решите кроссворд. Определите ключевое слово, дайте ему объяснение. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1. Египетский колодец 2. Один из символов в письменности Древнего Египта 3. Древнеегипетский фараон, построивший самую высокую пирамиду 4. Оружие, возникшее в древности, поражавшее зверя на расстоянии сотни шагов. 5. Громадный слон с рыжевато-бурой шерстью и длинными, изогнутыми бивнями 6. Природный материал для изготовления керамических изделий 7. Вид производящего хозяйства, связанный с разведением животных 8. Главный герой древней шумерской поэмы 9. Материал для письма в Древнем Египте 10. Вера в богов, духов, сверхъестественные силы Ключевое слово - ________________________________ - это ________________________ ____________________________________________________________________________ 8. Архитектурная путаница. Вы видите хорошо вам известное изображение памятника. На нем сознательно изменены детали. Найдите пять ошибок и ответьте на вопросы. Что это за памятники? _____________________________________________ Где они находятся? _______________________________________________ 1. __________________________________________________________________ 2. ___________________________________________________________________ 3. __________________________________________________________________ 4. __________________________________________________________________ 5. __________________________________________________________________