• ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

    ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2011/2012 учебный год

    ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.             11 КЛАСС

     

    Фамилия, имя, класс _________________________________________________________

    Округ, ОУ, ФИО учителя _____________________________________________________

     

    Уважаемый участник Олимпиады по обществознанию! Внимательно читайте формулировку каждого задания, чтобы ответить строго на поставленные вопросы. В тех случаях, когда задания требуют анализа приведенных данных, помните, что верный ответ должен основываться на этих данных, а не выводиться из ваших общих знаний. Ответы вписывайте в специально отведенные для этого места. Рядом с заданиями в специальных клетках указывается максимальное количество баллов, которое может быть выставлено за каждое задание. В соседних пустых клетках жюри проставит реально набранные Вами баллы.                                      Желаем Вам успеха!

    6

    1. Что является лишним в ряду?  КРАТКО поясните почему?

    1.1. Переход на другую работу с сохранением должности, смена конфессиональной принадлежности, приобретение гражданства, получение образования.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1.2. Связующее звено между населением и государственными структурами, установление межгосударственных отношений, средство решения широкого круга близких населению социальных проблем.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1.3. Областное Правительство, Губернатор области, Областной суд, Областное Законодательное Собрание

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    9

    2. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из приведенного списка. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

     

    Большое распространение в ___ получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения ___ членства кадровые и ___ партии. Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ___, а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных ___ фракций, объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время ___. Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается ___ единству членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных ___ движений, отражающих интересы различных социальных ___.


     

     

    1) социология

    7) массовый

    13) партийный

    2) общественный

    8) импичмент

    14) парламентский

    3) фактор

    9) политология

    15) консенсус

    4) избирательный

    10) группа

    16) идеологический

    5) национальный

    11) выборы

    17) система

    6) социум

    12) норма

    18) лидер

     

    6

    3. Из приведенных слов и сочетаний слов составьте и запишите определение понятия.  Назовите это понятие.  В списках НЕТ искомого термина!

    3.1.освоение мира, культуры, в образах, и, связанная, человека, к эстетическому, со способностью, форма, к его, символах, воспроизведению.

     

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3.2. окружающего, форма, преобразование, специфическая, целесообразное, для человека, активности, направленная, на мира.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    10

    4. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов и выражений, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во 2-й колонке – общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина укажите его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

     

    Перевод  латинского  либо греческого  термина

    Общественные  явления

    Термины  и  их  значения

    «Разложение»

     

    Научное исследование

     

    «Созвучность»

     

    Часть и целое

     

    «Жидкий, текучий»

     

    Материальные ценности

     

    «Граница»

     

    Социальные слои

     

    «Наибольший»

     

    Взгляды, убеждения

     

     


     

     

    12

    5. Немецкий социолог М. Вебер (1864 – 1920) выделял три типа политического господства. Их сравнительные черты можно свести в таблицу. Заполните такую таблицу. Перечень черт всех типов политического господства приведен внизу. Проставьте их порядковые номера в таблице в соответствии с каждым типом господства, согласно обозначенным в первой колонке сравнительным характеристикам.

     

    Характеристики

    Легальное господство

    Традиционное господство

    Харизматическое господство

    Тип политического лидера

     

     

     

    Источник власти лидера

     

     

     

    Тип административного персонала

     

     

     

    Основной тип правовых норм

     

     

     

     

    1.Вера в особые качества лидера. 2. Рационально разработанный закон. 3. Делегирование представителей в Законодательное собрание на основе принципа большинства. 4. Монарх и (или) глава религиозной конфессии. 5. Пророк, «сверхчеловек», герой. 6. Персонал, связанный с главой системой сословно-корпоративных связей. 7. Возведенная в закон воля лидера. 8. Избранное должностное лицо. 9. Профессиональная бюрократия. 10. Устоявшиеся вековые нормы. 11. Передача власти по наследству и (или) в силу сложившихся обычаев. 12. Должностные лица, лично преданные лидеру.

     

    5

    6. Выберите правильные ответы (один или несколько).

    6.1. Электорат – это:

    1)      Всё население страны.

    2)      Все граждане страны.

    3)      Граждане, имеющие избирательные права.

    4)      Граждане, голосующие на выборах.

    5)      Граждане, не голосующие на выборах.

     

    Ответ _________

     

    6.2. К числу прямых налогов, уплачиваемых государству, относится:

    1)      налог на прибыль;                               

    2)      поимущественный налог;  

    3)      подоходный налог;

    4)      налог на добавленную стоимость. 

     

    Ответ _________

     


     

     

    6.3. Чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия, называется:

    1)      Ощущением;

    2)      Восприятием;

    3)      Представлением;

    4)      Воображением.

     

    Ответ _________

     

    6.4. К числу обязательных признаков права не относится:

    1)      формальная определенность норм;

    2)      общеобязательность исполнения норм;

    3)      утверждение и гарантированность норм государством;

    4)      соответствие традициям национальной культуры.